THE GOSPEL OF SRI RAMAKRISHNA
Originally recorded in Bengali, in five volumes, by M., a disciple of
Master
Complete translation, with an Introduction, by
Svami Nikhilananda
With twenty-six authentic photographs associated with the life and background
of the Master
Foreword by Aldous Huxley
New York
RAMAKRISHNA-VEDANTA CENTER
17 East 94th Street
New York, N.Y. 10128
7th Printing 1984
перевод 1994года, в Сети информация с июля 2000года
СОДЕРЖАНИЕ всего "Провозвестия"
Стр. оригинала
на английском
Вступительное слово. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . Ж
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . ЖИИ
Замечания по произношению. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ь
Список фотографий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЬЬЖ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК. . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . 77
Первый визит М. к Учителю - Существенные
и несущественные элементы религии - Второй визит - Любовь Учителя
к Кешабу - Шри Рамакришна о женитьбе М. - Бог с формой и без
формы - Бог и его глиняное изваяние - Бог является единственно
настоящим учителем - Необходимость в общении со
святыми - Размышление в уединении - Бог и мирские обязанности
- Практика распознавания - Как увидеть Бога - Стремление и желание - Третий
визит - Нарендра - Как люди с духовными склонностями ума должны смотреть
на мирских по природе - Бог в каждом существе - Притча о "Боге-слоне"
- Как вести себя со злыми - Притча о змее - Четыре класса людей -
Спасающая сила веры - Притча о птице хома - Учитель превозносит Нарендру
- Четвертый визит - Павлин и опиум - Преданность Ханумана Раме.
2. В ОКРУЖЕНИИ ПОКЛОННИКОВ . . . . . . . . . . .
. . . . . . 93
Учитель в доме Баларама - Поклонники в
трансе - Осуждение фанатизма - Неспособность ума осознать Бога
- Визит Учителя к Кешабу - Бог и Его слава - Опасности
мирской жизни - Молитва и общение с праведными - Серьезная
устремленность - Объяснение зла - Смывание слезами нечистот
сердца - Потребность в гуру.
3. ВИЗИТ К ВИДЬЯСАГАРУ . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . 99
Ишвар Чандра Видьясагар - Визит Учителя к ученому
- Порицание сухой невдохновенной эрудированности - Мир двойственности
- Трансцендентная природа Брахмана - Брахман не может
быть выражен в словах - Притча о муравье и горе сахара
- Притча о соляной кукле - Риши древней Индии
- Джняни и виджняни - Путь любви есть легкий путь - Сверхъестественная
сила Бога - Различные проявления силы Бога - Эгоизм
суть источник наших страданий - Злая природа "я" и "мое" - Могущество
веры - Брахман и Шакти тождественны - Усиление любви к Богу уменьшает число
мирских обязанностей - Притча о дровосеке.
4. СОВЕТЫ ДОМОХОЗЯЕВАМ . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . 111
Божественное единение - Уважение Учителя
к другим верам -
Множество имен одного Бога - Практика
духовных дисциплин необходима вначале - "Женщина и золото" являются
препятствиями в йоге - Бог и мирские обязанности - Долг по отношению к
семье - Различные группы верующих - Различные типы ищущих - Видение
Бога повсюду - Поклонение Божественной Матери -
Отношение Учителя к женщинам - Его любовь к Нарендре - Вера Кришнакишора
- Непосредственность Учителя - Его болезненная реакция на мирские разговоры
- Его экстаз во время киртана -
Сон одного из поклонников - Духовная практика
тантры - Все возможно для Бога - Различение и бесстрастие - Бесполезность
простого чтения лекций - Очищение ума - Многочисленные добродетели
Нарендры - Размышление о Боге имеющем форму - Брахман и Божественные
Воплощения - Экстаз Учителя во Вриндаване.
5. УЧИТЕЛЬ И КЕШАБ . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . 132
Прогулка Учителя с Кешабом на пароходе - Учитель
в состоянии самадхи - Бог обитает в сердце верующего - Позиция джняни
и бхактов - Позиция йогинов - Рассуждение джняни - Тождество
Брахмана и Шакти - Различные проявления Кали - Начало цикла - Сотворение
есть игра Божественной Матери - Успокаивание домохозяев
- Рабство и освобождение ума - Спасающая сила веры -
Молитва Учителя - Уединение для домохозяев - Болезнь мирян и ее излечение
- Расхождения во мнениях необходимы для
обогащения жизни - Смирение Учителя - Трудность
проповедования - Делание добра другим - В Калиюгу
путь преданности наиболее эффективен.
6. УЧИТЕЛЬ С ПОКЛОННИКАМИ ИЗ БРАХМО-САМАДЖА (1).
. . . . . . 145
Радость Учителя при виде Шиванатха - Безразличие
обывателей к духовной жизни - Могущество имени Бога - Три класса
поклонников - Три вида бхакти - Использование тамаса для духовного
благополучия - Иллюстрация на примере врачей - Три типа
гуру - Нет завершенности в природе Бога - Иллюзорность "я" - Признак Совершенного
Знания - Личный Бог для верующих - Интенсивное стремление дает
возможность человеку увидеть Бога - Почему так много споров
по поводу Бога? - Притча о
хамелеоне - Не-дуализм веданты - Семь планов
ума - Обязанности отпадают с углублением духовности
- Что случается после самадхи - Перевоплощение души - Непостижимость
путей Господа - Учитель в цирке - Необходимость в духовной
практике - Учитель по поводу кастовой системы - Сложность положения
домохозяев - Бесполезность аргументирования - Учитель по поводу теософии
- Чистый сердцем увидит Бога - Направление желаний в
сторону Бога - Почему так много страдания в Божьем творении? - Сострадание
и привязанность.
7. УЧИТЕЛЬ И ВИДЖОЙ ГОСВАМИ. . . . . . . . . . .
. . . . . . 163
Виджой, проповедник из Брахмо - Наклонности
от предыдущих рождений - Уход из жизни после видения Бога - Четыре
класса людей - Притча о рыбе и неводе - По-мирскому
настроенные забывают уроки, преподнесенные им - Связанность уничтожается
строгим отречением - Притча о двух крестьянах - Привязанность
к "женщине" порождает рабство - Рассказ о жрецах Говиндаджи
- Рассказ о двенадцати сотнях недах - Служение
другим способствует смирению - Поклонение женщине как Божественной
Матери - Трудности проповедования - Эго суть единственная причина
рабства - Майя создает упадхи - Семь планов ума - Неописуемость высшего
плана - "Я злого" - "Я слуги" - "Эго поклонника" - Путь бхакти
является легким - Према-бхакти - Чистота сердца - Милость Бога
есть главная помощь - Видение Божественной Матери - Природа Бога
подобна природе ребенка - Два пути постижения Бога
- Постоянная практика
совершенно необходима.
8. ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ РОЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ В ДАКШИНЕШВАРЕ.
. . . . 181
Отношение Учителя к злым - Пути знания и преданности
- Имя Божье разрушает грех - Таинство путей Бога - Видение
Бога через чистую любовь - Гуру и Ишта - Жизнь в мирской суете -
Любовь Учителя к Ракхалю - Первый визит Адхара - Порицание
большого количества рассуждений - Празднование дня рождения Учителя
- Предостережение монахам - Воплощение Бога - Различные духовные
состояния Учителя - Эффективность искренней джапы - Осуждение
догматизма - Притча о слоне и слепых - Иллюстрация на
примере океана и льдин - Врожденная духовность Ракхаля - Притча о
птице хома - Отречение фальшивое и истинное - Природа вечно-совершенного
- Переживания Учителя в состоянии самадхи.
9. СОВЕТ БРАХМОСАМ . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . 198
Музицирование Нарендры - Истинное отречение - Изучение
писаний для начинающего - Трайланга Свами и Бхаскарананда
- Видящий Бога выше добра и зла - Видение Бога
во всем - Свойства божественной любви - Признаки
постижения Бога - Действенность джапы и молитвы
- Притча о двух друзьях - Рвение перед Господом
разрушает грех - Характерные черты связанных душ - Два класса
совершенных душ - Вечно-совершенный - Мирские люди лишены настойчивости
- Учитель утешает одного убитого горем отца - Трудность
превозмочь пустые заботы - Различные проявления божественной
силы - Свободная воля и воля Бога.
10. УЧИТЕЛЬ С ПОКЛОННИКАМИ ИЗ БРАХМО-САМАДЖА (2)
. . . . . . 215
Прибытие Учителя на праздник Брахмо - Любовь и
молитва - Как вести жизнь домохозяина - Почему существует зло
в мире - Потребность в гуру - Личный Бог и Божественность
лишенная формы - Истинная природа Бога не может быть описана
- Три гуны - Притча о трех разбойниках - Почему храмы
являются священными - Как одухотворить желания - Ответственность
за грехи - Форма поклонения в Брахмо - Осуждение религиозных
раздоров - Поклонение чему-то одному - Вдохновление приходит от Бога
- Рамчандра Датта - Рассказ о Харисчандре - Рассказ об Уддхаве
- Признаки божественной любви - Притча о трех друзьях.
11. С ПОКЛОННИКАМИ В ДАКШИНЕШВАРЕ (1). . . . . .
. . . . . . 230
Отношение Учителя к юным ученикам - Его тоска по
Нарендре - Воспоминания о своем состоянии опьянения Богом
- Утешение верующим - Притча о тигрице - Притча о ложном подвижнике
- Мир есть сон - Притча о крестьянине - Закон кармы - Разные
виды самадхи - Пути любви и знания - Призыв Учителя к одному из поклонников
идти вперед не оглядываясь - Воспоминания о детстве - Хвала рвению
в духовной жизни - Разные проявления Бога - Признаки
истинного поклонника - Семь уровней Вед -
Совет домохозяевам - Проблема добра и зла
- Достижение результатов йоги через бхакти - Разные классы людей.
12. ПРАЗДНИК В ПАНИХАТИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Праздник в Панихати - Различные состояния бхакти - Сущность писаний
- Идеал Гиты - Нитья и Лила - Разные формы божественного проявления
- Пути Бога непостижимы - Сознание тела порождает двойственность
- Все возможно для Бога - Майя есть причина неведения - Различные
психические центры - Визиты Учителя к различным поклонникам
- Осуждение догматизма - Единство Бога - Неглубокая вера
по-мирскому настроенных - Разные классы верующих
- Признаки Божественного видения - Знание и неведение - Трудность
метода веданты - Благотворительность и привязанность - Три
гуны - Природа Брахмана не может быть описана - Притча о четырех
друзьях - Бог и религиозная организация - Два вида эго - Чрезмерная
привязанность человека - Черный цвет Божественной Матери -
Видение Бога во всем - Таинство Божественного Воплощения.
13. УЧИТЕЛЬ И М. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Домохозяева и не-дуализм - Майя и сострадание - Удовольствие и боль
есть характерные черты физической жизни - Закон кармы - Радость Осознания
Бога - Идеалы джняни и бхакты - Брахман и Шакти не отличаются друг
от друга - Учитель превозносит Нарендру - Природа Брахмана
- Глубокие духовные переживания Учителя - Природа Божественного Воплощения
- Отношение Учителя к женщинам - Благое применение
деньгам - Порицание оккультных сил - Отречение Учителя от денег
- Вера в Бога Кришнакишора - Виджняна или Трансцендентальное
Знание - Вера в гуру.
14. НАСТАВЛЕНИЕ ВАЙШНАВАМ И БРАХМОСАМ. . . . . . . . . . . . 294
Превозношение Нарендры - Учитель в экстатическом состоянии -
Действенность правдивости - Различие между ученым и праведником
- Путь любви подходит к нашему времени - Описание
различных монахов - Божественная милость снимает узы - Предание себя
Божественной Матери - Визит в дом Адхара - Великолепие Божественной
Матери - Созвучие Учителя с религиями - Различные классы духовных искателей
- Бесполезность поклонения без искренности - Непоколебимая преданность
Богу - Многие и Один - Знание и неведение - Воспевание святого
имени Бога – Правдивость ведет к Богу - Совет домохозяевам - Ступени
бхакти – Мимолетность земных вещей.
15. ПОСЛЕДНИЙ ВИЗИТ К КЕШАБУ . . . . . . . . . . . . . . . . 318
Учитель приходит к Кешабу - Серьезная болезнь Кешаба - Брахман
проявляет Себя через вселенную - Признаки истинного
верующего - Идентичность Брахмана и Шакти - Любовь Учителя к чистым душой
ученикам - Медитирование на Боге, а не на Его великолепиях
- Различные классы поклоняющихся - Значение болезни
Кешаба - Собственная болезнь Учителя - Похвалы Учителя Кешабу - Совет мирским
людям - Идеал жизни домохозяина - Уединение и общество праведных
людей - Бог и мир - Добродетель и порок.
16. С ПОКЛОННИКАМИ В ДАКШИНЕШВАРЕ (2). . . . . . . . . . . . 330
Экстатическое состояние Чайтаньи - Практика
хатхайоги - Доверительные отношения Учителя с учениками
- Рассказ о поклоннике-вайшнаве - Работа и поклонение - Как
жить в этом мире - Женщины как воплощения Божественной Матери - Поклонение
образу - Видение Бога через сильное стремление - Пение духовных песен
- История о Прахладе - Учитель предостерегает М. - Человеческая
привязанность и божественная любовь - Брахман и
мир - Природа Брахмана - "Женщина и золото" - Различные
ступени духовного развития - Разве мир нереален? - Божественная Мать суть
Универсальное Сознание.
17. М. В ДАКШИНЕШВАРЕ (1). . . . . . . . . . . . . . . . . . 348
Природа мирских людей - Препятствия на пути к самадхи – Путь Внеперсонального
Бога - Бог и Его поклонник - Божественные Воплощения - Тоска
гопи по Кришне - Бог проявляет Себя в виде живых
существ - По-детски наивная манера Учителя - Бесформенный
Брахман - Разные проявления Абсолюта - Видение Гауранги Учителем
- Притча о тигре, который ел траву - Природа экстатической
любви - Бог, воплощенный в человеке, ведет себя
как человек - Воспоминания Учителя о посещении Матхуры и Вриндавана
- Шесть психических центров - Надлежащее время для духовного раскрытия.
18. М. В ДАКШИНЕШВАРЕ (2). . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
Брахман и Шакти тождественны - Многообразие форм божественного
проявления - Повседневные обязанности и ритуалы поклонения
- Практика единения с Богом - Необходимость духовной практики
- Предание себя Богу - Иллюстрация на примере обезьяны и котенка
- Бог с формой и лишенное формы Божество - Моление Учителя о милости
- Отречение от мирской привязанности - Бескорыстная любовь к Богу
- Тщетность рассуждений - Видения Учителя - Учитель призывает М.
не рассуждать - Разнообразие отношений с Богом - Учитель
и Брахмо-Самадж - Учитель и филантропия - Смысл свободной
воли - Молитва Учителя к Божественной Матери - Учитель дает совет М.
19. УЧИТЕЛЬ И ЕГО ПОВРЕЖДЕННАЯ РУКА. . . . . . . . . . . . . 383
Травма руки Учителя - Тоска по Богу - Мольба
Учителя к Божественной Матери - Молитва и распознавание
- Могущество имени Божьего - Эго отделяет человека от Брахмана
- Предостережение относительно похоти - Строгая
дисциплина для санньяси - Четыре ступени жизни - По-детски
нетерпеливое состояние Учителя - Проявление Бога в виде человека
- Песни Трайлокьи - Процесс отрицания и утверждения - Бог Сам становится
всем что ни есть - Мир не существует отдельно от Бога - Три класса
верующих - Видение Бога разрушает сомнения - Сострадание Учителя
к Нарендре - Пути Бога непостижимы.
20. ПРАВИЛА ДЛЯ ДОМОХОЗЯЕВ И МОНАХОВ . . . . . . . . . . . . 400
Бог и его слава - Бог Сам становится всем - Влияние
окружающих - Препятсвия в йоге - Духовная практика - Для отречения нужна
сильная воля - Учитель осуждает лицемерие - Идеал религиозной семьи
- Разные формы аскетизма - Грех и покаяние - Правила для концентрации
- Две формы медитации - Значение Ом - Неведение, знание и Высочайшая
Мудрость - Два эго - Проявление Бога через человека
- Вечная Религия - Человек учит благодаря Божьей силе
- Признаки Знания - Два вида отречения - Преимущество
жизни домохозяина - Практика воздержания - Абсолютный самоконтроль
санньяси.
21. ДЕНЬ В ДАКШИНЕШВАРЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
Как Господь Сам вводится в заблуждение Своей
собственной майей - Звук Анахата - Перевоплощение - "Эго Преданности"
- "Эго Знания" - Признаки джняни - Джняни смотрит на мир как
на иллюзорный - Состояние виджняни - Приверженность Учителя к
правде - Религиозный учитель должен отречься от мира
- Синтез джняни и бхакти - Трения между различными религиозными сектами
- Общность религий - Наши обязанности по отношению к отцу и
матери - Через божественную любовь человекосвобождается
от своих мирских обязанностей.
22. СОВЕТ АКТЕРУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427
Страстные желания должны быть перенаправлены к Богу - Деньги суть
источник беспокойства - Выполняйте свои обязанности и помните
о Боге - Средства к Самопознанию - Держите у себя изображения
святых - Бог в человеческих формах - Божественное Воплощение
- Учитель и Кешаб - Бог, писания и верующий тождественны - Брахман
и Шакти - Трудности жизни домохозяина - Три гуны - Порабощение "женщиной
и золотом" - Развращающее воздействие похоти - Према - Строгие ограничения
для санньяси - Санньяси является учителем для людей.
23. ПРАЗДНИК В ДОМЕ СУРЕНДРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . 444
Кришна и гопи во Вриндаване - Экстаз Учителя - Мучения Радхи без Кришны
- Похвалы Учителя Ниранджану - Сходи с ума только по Богу - Эгоизм приносит
беды - Притча о теленке - Признаки Божественного видения - Безобидное эго
- Секрет труда - Путь бхакти для нашей эпохи - Прежде всего Бог,
а потом мирские обязанности - Идите вперед - Рассказ
о дровосеке - Совет Учителя Пратапу - Знание
и неведение - Духовная природа Бабурама - По поводу Ракхаля
- Простодушие Ниранджана - Два класса поклонников Учителя -
Значение травмы руки Учителя - Как джняни смотрит на этот иллюзорный мир
- Верховная власть Адьяшакти в относительном мире.
24. ПАНДИТ ШАШАДХАР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462
Страдания в мирской жизни - Пандит Шашадхар - Эффективность бхакти
для нашего времени - Бесполезность чтения лекций - Ритуалы
подготавливают путь для божественной любви - Проповедник имеющий
полномочия от Бога - Божественная мудрость неисчерпаема - Учитель
убеждает пандита культивировать божественную любовь - Множество путей постижения
Бога - Три вида йоги, объясняемых Учителем - Трудность путей джняна
и карма - Бог исполняет все желания Своих приверженцев
- Молитва преданного к Богу - О паломничестве -
Три разновидности учителей - Совет домохозяевам.
25. СОВЕТ ПАНДИТУ ШАШАДХАРУ. . . . . . . . . . . . . . . . . 473
Природа Брахмана - Слава Кали - Простое изучение
писаний тщетно - Чтение, слушание и видение - Природа джняни
и виджняни - Обе, Нитья и Лила, легко доступны виджняни – Всеохватывающее
осознание виджняни - Три состояния Божественного Сознания -
Объяснение самадхи - Виджняни бесстрашен и полон радости -
Притча о ткачихе - Два вида эго - Бог внимает нашей молитве - Различные
классы совершенных душ - Описание нитья-сиддха - Различные ступени
божественной любви - Разные пути, подходящие
для разных вкусов - Образ Кали - Совет Учителя домохозяевам
- Отец Баларама - Догматизм в религии - Общность Учителя
со всеми религиями - По-детски невинная природа
парамахамсы - Другие характерные черты парамахамсы -
Учитель и Кешаб - Три вида бхакти - Вера в имя Бога.
26. ПРАЗДНИК В ДОМЕ АДХАРА . . . . . . . . . . . . . . . . . 499
Йога и шесть психических центров - Состояние самадхи - Удерживание
индивидуальности после самадхи - Два класса парамахамс - Парамахамсы
как учителя людей - Воспевание Учителем божественной радости - Отречение
истинное и ложное - Према, очень редко встречающаяся любовь к Богу
- Как достичь чистой любви к Богу - Степени знания - Временной фактор
в духовном прогрессе - Учитель поучает М. - Учитель в доме
Адхара - Музыка Нарендры - Учитель в экстазе.
27. В ДАКШИНЕШВАРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 512
Признаки совершенной души - Рассказ о баулах - Разнообразные пути
ведущие к Богу - Приверженность своему пути и уважение путей других - Приливы
и отливы на Ганге - Учитель в экстазе - Совет Адхару по поводу
отречения - Признаки настоящего верующего - Неподдельная
любовь Учителя к своим ученикам - Бог берет на Себя бремя Своих
поклонников - Решение жить в мире после постижения Бога
- Тщетность простого изучения писаний - Бесполезность
рассуждения - Величие имени Бога - Учитель в загородной резиденции
Джаду Маллика - Его беспокойство по поводу болезни Ракхаля.
28. В ЗВЕЗДНОМ ТЕАТРЕ (1). . . . . . . . . . . . . . . . . . 513
Учитель хвалит религиозную приверженность Капитана
- Чары
Божественной Шакти - Природа любви гопи к Кришне - Неисполненные
желания заставляют отступить от йоги - О Ракхале - Преданность
Баларама - Первый визит Нарендры - Учитель предостерегает поклонников
относительно женщин - Притягательность Учителя для людей - Его приятие
всех религий - Похвалы Учителя Виджою Госвами - Рабство и свобода находятся
в сфере ума - Молитва Учителя к Божественной Матери - Совет Хазре
- Писания и садхана - Духовная практика Учителя
- Учитель хвалит Нарена - Оккультные силы - Божественное
безумие - Учитель переживает состояние опьянения
Богом - Два вида йогинов - Идентичность Брахмана и Шакти -
Учитель в Звездном Театре.
29. ПРАЗДНИК ДУРГА ПУДЖИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 558
Широта религиозных взглядов Учителя - Разные пути для разных темпераментов
- Осуждение догматизма - Ободрение Виджоя - Как вести себя
со злыми людьми - Совет домохозяевам - Различие между обычными людьми
и Воплощениями - Природа вечно-совершенного - Иллюстрация
на примере птицы хома - Неодинаковое отношение к пище - Божественное
безумие Учителя - Единство Шакти и Брахмана - Знание
и неведение - По-детски искренняя вера - Опасность тантрической
практики - Внутренние переживания Учителя - Долг перед матерью
- Учитель в доме Адхара.
30. УЧИТЕЛЬ В РАЗНЫХ СОСТОЯНИЯХ. . . . . . . . . . . . . . . 578
Непостижимость путей Божьих - Два пути йоги - Эффективность бхактийоги
- Долг домохозяина - Религиозным учителям необходимо полное
отречение - Жесткие правила для санньяси - О Кешабе и
Виджое - Хвала простодушию и чистоте - Простодушие Учителя - Природа
Брахмана - Что происходит после смерти - Майя скрывает Знание - Самоотречение
Учителя - Освобождение - Путь преданности для Калиюги - Сила
врожденных наклонностей - Разнообразные формы любви к Богу - Духовные
состояния Чайтаньи - Практика джапы - Учитель с поклонниками Брахмо
Эксцентричности Хазры - Отношение Учителя к женщинам - Физические признаки
показывающие характер - Учитель и Нилкантха.
31. СОВЕТ ИШАНУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 602
Мирской Джаду Маллик - Предостережение поклонникам относительно
женщин - Как победить страсть - Самоограничения во время
периода садханы - Планы ума - По поводу медитации - Наклонности
от прошлых рождений - Дайянанда - Теософия - Подготовка
к видению Бога - Пуруша и Пракрити - Знание и неведение
- Неискренность мирской любви - Рассудительность и любовь - Различные
отношения к Богу - Учитель и Ишан - Характеристики
Знания - Путь преданности - Путь кармы Ритуалы
являются необходимыми шагами - Учитель призывает Ишана
- Учитель поет о Божественной Матери - Богослужение в храме.
32. ВИЗИТ В СИНТХИ БРАХМО САМАДЖ . . . . . . . . . . . . . . 623
Оккультные силы - Четыре класса поклоняющихся
- Различие между интеллектуальным пониманием и непосредственным видением
- Совет брахмосам - Необходимость в твердости и убежденности
- Вера светского человека - Взыскуй Создателя, а не мирскую
красоту - Бесполезность простого изучения - Разные степени
божественного проявления - Совет мирским людям - Молитва
в уединении - Опасность "женщины и золота" - Грех и имя Божье - Предание
себя Богу - Долг перед женой и детьми Признаки видения Бога - Напрягите
ваше взывание к Божественной Матери - Тщета самовлюбленности - Саттва,
раджас и тамас - Четыре класса людей - Запутавшаяся душа - Мысль
о Боге в час смерти - Смирение Учителя - Брахман и
Кали - Путь к Брахмаджняне - Учитель и пандит из
Марвара - Разные виды самадхи.
33. С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ПОКЛОННИКАМИ . . . . . . . . . 643
Бог во всех существах - Учитель и Хридай - Бхава и махабхава - Практика
для достижения видения Бога - Тщетность простого изучения - Тоска
по Богу - Напряженно трудитесь для Его осознания
- Благоприятные условия для осознания Бога - Высматривай Бога
в мире - Рассказ о "воле Рамы" - Первая встреча
Учителя с Кешабом - Учитель и Девендра Тагор
- Полковник Вишванатх - Суть веданты - Адвайта с ограничениями - Синтез
Шанкары и Рамануджи - Объяснение "Аум" - Долг человека перед своей
матерью - Бог удовлетворяет нужды поклоняющихся - Три класса
садху - Вера в гуру - "Сознание я" - Искреннее и формальное
поклонение - Признак чистосердечного поклоняющегося - Преимущество
жизни в качестве домохозяина - Учитель и Нараян.
34. БАНКИМ ЧАНДРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 666
Адхар - Что означают собой Радха и Кришна - Пуруша и Пракрити
вытекают один из другого - Их внутренняя гармония
- Учитель и проповедывание - Проповедывание без наличия полномочий
от Бога - Жизнь после смерти - Долг перед жизнью - Учитель
бранит Банкима - Верующие и неверующие люди - Милосердие - Долг санньяси
- Долг домохозяина - Трудность карма йоги - Духовность и книжничество -
Бог и мир - Вера в гуру - Тоска по видению Бога.
35. В ЗВЕЗДНОМ ТЕАТРЕ (2). . . . . . . . . . . . . . . . . . 677
Усвоение религиозных истин - Учитель смотрит представление - Признаки
Божественного видения - Разные состояния освобожденных душ
- Эго поклоняющегося - Три класса верующих - Неугомонность
в достижении видения Бога - Духовная практика мирского человека
- Учитель и Гириш - Учитель и изучение книг - Прежде Бог, а
затем мир - Духовные переживания Учителя - Чайтанья - Божественное Воплощение
и обычный человек - Йога и видение Бога.
36. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . 691
Любовь Учителя к Нарендре - Самадхи Учителя - Несуразности
Хазры - Цель изучения писаний - Оккультные силы - Иди
за рамки двойственности - Совет Сурендре - Обязанности домохозяев
- Учитель превозносит милосердие - Учитель и Гириш - Самоотверженная
возвышенная любовь - Знание Брахмана - Два пути Брахмаджняны
- Эго Божественного Воплощения - Путь бхакти
- Значение освобождения - Учитель предостерегает против
похоти - Практика санньяси - Практика домохозяина - Различные
аспекты бхакти - Различные виды самадхи - Как культивировать
стремление к Богу - Учитель в театре.
37. УЧИТЕЛЬ И НАРЕНДРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 707
Два вида преданности - Видение Бога - Как освобожденная душа живет
в мире - Непривязанность ребенка - Сознание "я" после постижения Бога -
Учитель предостерегает Нарендру по поводу домохозяев - У мирских
людей нет времени для духовной практики - Акбар и святой - Учитель говорит
о своих юных учениках - Жажда Учителя обрести высокодуховного
спутника - Ложное благочестие - Чистосердечная бхакти - Природа Атмана
- Дживанмукта - Разделение тела и души - Раскрытие себя
- О Гирише - Учитель предостерегает Тарака.
38. С ПОКЛОННИКАМИ В КАЛЬКУТТЕ . . . . . . . . . . . . . . . 724
Баларам Боз - Экстатическое состояние Учителя
- Младший Нарен - Таинство Божественного Воплощения - Ищи Бога в человеке
- Бог познается чистым умом - Любовь Учителя к Нараяну - Назначение писаний
- Порицание простого изучения - Множество добродетелей Нарендры -
Молитва Учителя - В доме Гириша - Нарендра и Гириш спорят о Боге
- Монизм с ограничениями - Бесполезность простого рассуждения - Кали и
Брахман - Любовь Учителя к Нарендре - О Пурне - Учитель в доме
Девендры - Учитель превозносит отречение - О Гирише.
39. ВОСПОМИНАНИЯ УЧИТЕЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 743
Учитель вспоминает свои переживания - Разные формы его медитации
- Медитация Учителя на бесформенном Духе - Три вида садханы
- Природа глубокой концентрации - Однонаправленность ума в медитации -
Оккультные силы - Ложный учитель - Видения Учителя во время
садханы - Переживание махабхавы - Власть "женщины и золота"
- Действенность правдивости - Нарада и Шукадэва - Характерные
признаки Божественного Воплощения - Учитель настаивает на интенсивном
бесстрастии - Совет домохозяевам - Дискуссия с Трайлокьей - Божественное
блаженство есть высочайшее - Держаться как за Бога, так
и за мир - Благотворительность мирского человека - Дискуссия
о Божественных Воплощениях.
40. УЧИТЕЛЬ В ДОМАХ БАЛАРАМА И ГИРИША. . . . . . . . . . . . 761
Учитель и М. - Дискуссия о Божественном Воплощении - Киртан о
Радхе и Кришне - О Хазре - Экзальтированное состояние
Учителя - Различие между дживой и Воплощением - Божественное знание
разрушает самовлюбленность - Эго после достижения видения
Бога - Эгоизм Хазры - Милость Бога - Нереальность всех мирских
взаимоотношений - Скептицизм Нарендры - Музыка Нарендры - Видьямайя
и авидьямайя - Знание Брахмана - Всемогущая майя.
41. В ДОМЕ У РАМА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 778
Нитья и Лила - Семя бхакти не может быть разрушено - Реальность
содержит в себе и Абсолют и вселенную - Тщетность
простой учености - Совет мирским людям - Истинный учитель - Ступай
за рамки знания и неведения - Природа мирских людей - Приверженность Учителя
к правде - Божественное Воплощение - Учитель выговаривает Капитану
- Значение Радхики - Воспоминания Учителя о детстве - Маг и его магия -
Безобидное эго - "Злое эго" должно быть убито - Признаки постижения
Бога -
Успокоение человека в Боге - Искреннее стремление дает возможность
человеку постичь Бога - Совет домохозяевам.
42. ПРАЗДНИК КОЛЕСНИЦЫ В ДОМЕ БАЛАРАМА . . . . . . . . . . . 796
Учитель по поводу Пурны - Божественные черты Пурны - Рассказ о
Ранджит Райя - Гопал Ма - Бог обитает в Учителе - Беспокойства, связанные
с человеческим рождением - Нитья и Лила - Суть веданты - Абсолют
и Относительное соотносительны - Брахман и Шакти - Синтез
не имеющей формы Реальности с Богом имеющем форму - Непосредственное
Познание Бога - Духовные переживания Учителя - Духовное рвение
Гопал Ма - Верующие мужчина и женщина - Свободная
воля - Праздник колесницы - Любовь Учителя к юным
ученикам - Превозношение Учителем Нарендры - Знание Бога есть
то же самое, что и любовь к Нему - Возвышенная любовь ведет
к единению с Богом - Два вида самадхи - Учитель
хвалит своих юных учеников - Уважение каждого к своей
матери - Духовные переживания Учителя.
43. ПОСЕЩЕНИЕ ДОМА НАНДА БОЗА. . . . . . . . . . . . . . . . 815
Картины в доме Нанды - Учитель хвалит хозяина
- Молитва Учителя - Природа мирского наслаждения - Пристрастен ли Бог?
- Освобождение для всех - Природа "я" - Бог суть
дерево исполнения желаний - О загробной жизни - Нарада и Хануман
- Различные степени божественного проявления - Визит в дом
к браминке - Неописуемая радость браминки - Визит Учителя
к матери Гану - Он хвалит музыку - Мартха и Мари - Учитель
о себе - Учитель и Иисус - О Двидже.
44. УЧИТЕЛЬ О СЕБЕ И О СВОИХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ. . . . . . . . . . 827
Начало болезни Учителя - Совет по-мирскому настроенным
- Наставление отца Двиджи - У каждого человека свои долги
- Махима дает оценку поклонникам - Разные виды самадхи - Пробуждение
Кундалини - Внутреннее видение Бога Учителем -
Видение майи Учителем - Учитель видел поклонников прежде чем они приходили
к нему - О Нарендре - Учитель о себе - Тотапури - Матхур Бабу - Брахман
и Шакти - Брахман есть сокровенная Реальность - Бесполезность простой учености
- Божественные Воплощения ведут себя так же, как и
люди - Иисус и Лазарь - Сходства между Христом и Шри
Рамакришной - Письмо Пурны - О перерождении - Гириш и Учитель
- Гуру и Избранный Идеал - Два класса поклоняющихся - Котенок и молодая
обезьяна - Препятствия для мирского человека - Тщетность аргументов
- Самоотречение Учителя - Учитель не может попросить
Бога вылечить его.
45. ШРИ РАМАКРИШНА В ШЬЯМПУКУРЕ. . . . . . . . . . . . . . . 848
Учитель утешает Сурендру - Превозношение Гиты - Секрет кармамайи
- М. и д-р Саркар - Учитель хвалит сына доктора - По поводу Божественного
Воплощения - Абсолютное и Относительное - Д-р Саркар по поводу Воплощения
- Бесполезность споров - Выходите за рамки знания и неведения
- Рассказ о "махут Нараяна" - Учитель урезонивает д-ра
Саркара - Иллюзия продолжает существовать - Учитель превозносит
настоящего домохозяина - Совет домохозяевам - Необходимость
уединения - Пример Джанаки - Домохозяин-джняни - Монах-джняни - Поучение
других после осознания Бога - Знание и любовь к
Богу - Личный Бог и Безличная Истина - Иллюстрация на примере хамелеона
- Иллюстрация на примере льда и воды - Сознание "я" - Притча
о корове - Безобидное и вредное эго - "Спелое эго" и "неспелое эго"
- По-детски непосредственная природа совершенных душ - "Эго
пожилых" - Характерные признаки тамаса - Поверните ваши
страстные желания к Богу - Пути знания и преданности
- Трудность пути знания - Дискуссия о Божественном Воплощении
- Искренняя вера - Три класса учителей - Совет домохозяевам
- Вера и самоотвержение.
46. УЧИТЕЛЬ И Д-Р САРКАР . . . . . . . . . . . . . . . . . . 868
Видения Учителя - Доктор и М. - Воздействие общества праведных
людей - Мистические переживания Учителя - О чудесах - Душа
отлична от тела - Простодушие юных поклонников - Жесткие правила для санньясинов
- "Женщина и золото" - Проповедывание без полномочий
от Бога - Путаница в умах обычных ученых - Д-р
Саркар объясняет самадхи - Музыка Нарендры - Три пути
Махимы - По поводу Джапы - Д-р Саркар по поводу Махимы - Виджой
Госвами - Учитель в экстатическом состоянии - Назначение писаний
- Воплощение Бога в виде человека - Долг врача - Культивирование
общения с праведными людьми - Пение Нарендры - Доктор сдерживает
свои эмоции.
47. ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ СВОИХ УЧЕНИКОВ . . . . . . . . . . . . 886
Д-р Саркар по поводу экстатического состояния
- Смирение Учителя - М. и д-р Саркар - Учитель высказывает свое понимание
Кали - Глубина осознаний Шри Рамакришны - Бесполезность простого изучения
- Учитель о Банкиме - Божественное Знание неистощимо - Уникальное
переживание Учителя - Воля Бога - Др. Саркар и Гириш - Свободная
воля и воля Бога - Действующим является только один Бог
- Д-р Саркар по поводу долга - Чистая любовь
- Бедность Нарендры - Учитель в самадхи - Пение
Нарендры - По поводу знания и неведения - Брахман не может
быть описан - Осуждение самовлюбленности - Учитель бранит
Шьям Басу - Молитва Учителя - Пары противоположностей - Д-р Саркар
по поводу выражения чувств - Причина болезни Учителя.
48. СРЕДИ ПОКЛОННИКОВ В ШЬЯМПУКУРЕ . . . . . . . . . . . . . 907
М. и д-р Саркар - Цель человеческой жизни - Д-р Бхадури и д-р Саркар
- Является ли мир обманом? - Учитель резко выговаривает
д-ру Саркару - Пути отрицания и утверждения - Три класса
поклоняющихся - Рассеянность мирских людей - Различные практики для различных
темпераментов - Джняна, аджняна и виджняна - Совет Учителя Шьям Басу -
Природа мира - Учитель о Пурне и Маниндре - Д-р Саркар по поводу
бхакти и джняны - Д-р Саркар по поводу веры - Совет д-ру Саркару - Как
должен медитировать джняни - Утрата самоосознания в мысли о Боге
- Рассказ о Вилвамангал - Рассказы о знатоках Бхагаваты
-
Бесполезность обыкновенной учености - Различные
аспекты Радхи - Брахман неописуем - Харибаллав - М. объясняет понимание
Учителем джняны и бхакти - Визит Мишры - Учитель благословляет
д-ра Саркара - О Хридае - Поклонение Кали - Проявление Божественной Матери
через Учителя - Учитель в глубоком экстазе.
49. УЧИТЕЛЬ В КОССИПУРЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 931
Учитель переезжает в Коссипур - Предсказание о своей кончине - Приход
поклонников - Любовь Учителя к поклонникам - Значение болезни Учителя -
Различные классы поклоняющихся - Великие предвидения - Пятеро
удовлетворяющих нужды Учителя - Учитель предвидел появление
поклонников - Учитель и Нарендра - Стремление Нарендры к Богу - Его интенсивное
бесстрастие - Непривязанность поклонников к миру - Брахман вне гун - Брахман
и майя - Злое эго и одухотворенное эго - Для Божественных Воплощений
не существует освобождения - Сильные страдания Учителя - Его видение
единства - Учитель о себе - Учитель учит Нарендру Брахмаджняне -
"Эго Знания"- Нарендра и М.
50. УЧИТЕЛЬ И БУДДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 947
Посещение Нарендрой Бодх-Гайя - Доктрины Будды - Значимость Будды
- Энтузиазм Нарендры по поводу Будды - Учитель о себе - Видение Бога Учителем
- Различные виды самадхи - Могущество имени Бога - Вера Сурендры
- Любовь Учителя к Гиришу - Природа ума - Монахи
и домохозяева - О Ракхале - Любовь Радхи к Кришне - Безумная
женщина - Благое применение денег - Беспокойство Учителя о жене М.
51. ЛЮБОВЬ УЧИТЕЛЯ К СВОИМ ПОКЛОННИКАМ . . . . . . . . . . . 962
Скептицизм Нарендры - Нарендра и М. - Поклонники об Учителе -
Блаженство Брахмана и блаженство мирское - Учитель о Будде - По поводу
"женщины и золота" - Шри Рамакришна и женщина - Ободрение Бхаванатха
- Хирананда - Нарендра спорит с Хиранандой - Дух отречения Нарендры
- Видение Учителя - Учитель и Хирананда - Гириш и М. - Доброта Учителя
к М. и его жене.
52. ПОСЛЕ КОНЧИНЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 975
Баранагорский монастырь - Его первые обитатели - Великодушие Сурендры
- Аскетическое рвение юных санньясинов - Отказ от "женщины
и золота" - Праздник Шивы в монастыре - Воспоминания Нарендры об Учителе
- Предвидение Нарендры - Эго Нарендры - О Нитьягопале
- Воспоминания Ракхаля об Учителе - Учитель и Нарендра
- Любовь Учителя к Нарендре - Суровая садхана Прасанны - Отвращение
Видьясагара к проповедыванию - О Саши - Стремление Ракхаля
к Богу - Тарак и Прасанна - Нарендра просит Прасанну
практиковать самоотвержение - Стремление Нарендры к видению Бога - О Рабиндре.
ПРИЛОЖЕНИЕ А: С КЕШАБОМ В ДАКШИНЕШВАРЕ. . . . . . . . . . .1009
Почтение Кешаба к Учителю - Вкушение божественного блаженства
различным образом - Отвращение Учителя к публичному проповедованию
- Наставления Учителя о смирении - Отказ от "женщины и золота"
- Стремление к Богу - Рассказ о торговке рыбой и ее корзине
- Личный Бог и Безличная Реальность - Чистый ум видит Бога
- Обуздывание тщеславия Сурендры - Майя препятствует видению Бога
- Отречение истинное и ложное - Бог и мирские обязанности -
Вера в гуру - Притча о раковине-жемчужнице - Превозношение
общения с праведными людьми - Касательно эго.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б: ПИСЬМО АСВИНИ КУМАР ДАТТЫ К М. . . . . . . .1021
Хронология жизни Шри Рамакришны. . . . . . . . . . .
. . . .1028
Словарь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .1030
Указатель песен и гимнов . . . . . . . . . . . . . . . . . .1049
Указатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1054