М. ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ "ПРОВОЗВЕСТИЯ ШРИ РАМАКРИШНЫ"


   Один раз Учитель сказал мне:  "Божественная Мать сказала, что ты должен сделать небольшую работу для нее. Тебе придется преподать Бхагавату, слово Бога, человечеству. Бог привязывает пандита Бхагаваты к миру одной завязкой, - иначе кто останется объяснять  эту священную книгу?  Он удерживает пандита связанным  для блага  людей.  Вот  почему  Божественная Мать задержала  тебя  в мире".
   До каких пределов можем мы предвидеть замысел  Бога?  Учитель побудил меня начать вести дневник в 1867 году,  когда я учился в восьмом  классе Школы Харе.  С тех пор я записывал в свой журнал свою  ежедневную деятельность,  места которые я посещал,  и  так далее.  Я встретил Учителя в конце февраля 1882 года.  Вот когда моя привычка вести дневник действительно стала приносить  плоды. Когда  мы смотрим назад на наше прошлое,  мы понимаем,  что  Бог заставляет  нас совершать все.  Бог определяет заранее,  что  он сделает  через  определенного человека и потом делает это  через него.  Вокруг  Учителя  было много людей,  но он  заставил  меня писать  эту хронику.  В результате появилось  "Провозвестие  Шри Рамакришны".  Я  был подмастерьем в течение пятнадцати лет.  Эта тяжелая тренировка очень помогла мне. Она обострила мою память и повысила  умение  писать.  После того как  я  возвращался  домой вечером,  я мог вспомнить последовательность всех событий, которые произошли в течение дня.  Я старался вспомнить первые строки песен, которые я слышал. Таков был способ, каким Учитель работал через меня.
   Я  был  вовлечен в мирскую деятельность привязанный  к  своей работе  и не мог посещать Учителя всегда,  когда я этого  хотел. Поэтому я делал короткие записи его слов, так, чтобы между моими визитами  к  нему я мог обдумывать то,  что  он  говорил.  Таким образом  впечатления,  произведенные в моем уме,  не могли  быть нейтрализованы  гнетом мирской работы и обязанностей.  Это  было только для моей собственной пользы,  - что я сначала делал записи, - так, чтобы я мог понять его поучения более полно.
   Я  запоминал  слова Учителя,  и потом,  вернувшись  домой,  я заносил  краткие записи в свой дневник.  Иногда я  проводил  всю ночь  завершая  свою запись.  Позже я мог восполнить ее во  всех деталях по памяти.  Иногда у меня уходило семь дней на то, чтобы  записать случившееся за один день.  Так "Провозвестие Шри  Рамакришны"  появилось  в  форме книги из  записей  моего  дневника. Иногда  я вынужден был ждать,  чтобы какое-нибудь слово  Учителя возникло  в  моем  уме,  - как птица чатака ждет  падения  капли дождя.  Иногда я медитировал на одной сцене больше тысячи раз. В результате  я  мог явственно мысленно видеть  божественную  игру Учителя,  хотя  она  происходила задолго до  этого.  По  милости Учителя  мне  казалось,  что его игра  только-только  произошла. Поэтому  можно  сказать,  что она была записана  в  присутствии Учителя. Временами  я не мог удовлетвориться описанием  какого-либо эпизода, - тогда я погружался в медитацию на Учителе. После этого правильная картина отчетливо возникала в моем уме.  Поэтому,  с человеческой точки зрения там был значительный промежуток времени,  но в своем мысленном мире я чувствовал так,  как будто это  произошло непосредственно перед тем,  как я записывал  это. Мой отчет не собран из других источников. Я записывал все, что я слышал  своими собственными ушами из уст Учителя,  и все,  что я видел из его жизни своими собственными глазами.
   Свами Вивекананда писал мне о "Провозвестии": "Характер изложения совершенно оригинален.  Никогда еще жизнь великого учителя не  являлась  людям  до такой степени  свободной  от  изменений, вносимых  в нее умом пишущего".  "Провозвестие  Шри  Рамакришны" является  единственной  в мире прямой записью жизни  и  поучений аватара. Можно собирать сведения о Шри Рамакришне тремя способами: первый - прямое наблюдение, записанное в тот же день; второй - прямое наблюдение,  но не записанное во время жизни Учителя; и третий  - сведения из вторых рук,  также не записанные во  время жизни Учителя.  "Провозвестие Шри Рамакришны" принадлежит к первой категории. Я присутствовал при каждой сцене "Провозвестия".
   Я  публиковал свой дневник очень тщательно.  Если есть какая-либо ошибка в публикации, то все ее значение будет умалено. Люди не знают,  что одно время я вынужден был изучать правила свидетельствования.  Если свидетель допускает одну-единственную ошибку,  все  свидетельское  показание становится  недействительным. Обращаясь к судье,  защитник говорит: "Милорд, этот свидетель не внушает  доверия".  Я  присутствовал в суде и наблюдал  все  эти детали.  Свидетельство  очевидца очень весомо.  По этой  причине судья  спрашивает:  "Вы видели это сами?" Если человек  видел  и слышал  что-то сам,  его слова имеют вес.  Я выверил все факты и детали, прежде чем я опубликовал "Провозвестие".
    Когда  кто-то  попросил М.  убрать некоторые  повторения  из "Провозвестия",  он ответил: Я не могу сделать  этого.  Учитель рассказывал  одну  и  ту же притчу разным людям.  Если  я  уберу какую-либо часть,  то последовательность беседы будет  нарушена. Кроме  того,  вы  не сможете увидеть влияния  "Провозвестия"  на жизнь определенного человека.  Учитель давал одно и то же поучение  пяти различным людям в пяти различных местах.  То,  что  он говорил Банкиму, он говорил также и другим; и какую бы беседу он не вел с Вивеканандой, он вел ее также и с другими.
   Понимаете,  иногда блеск алмаза усиливают,  меняя его окружение.  Размещение  его на пыльной поверхности производит один эффект,  а размещение его на зеленом батисте производит другой. Но размещение  его в коробочке,  обтянутой изнутри синим  бархатом, производит самый ослепительный эффект.  То же самое  справедливо для  слов  в "Провозвестии".  Лучи солнца  выглядят  по-разному, когда они падают на воду,  на землю или на зеркало,  но максимум блеска производится,  когда солнце отражается в зеркале. Поэтому я  не  могу  избегать повторений в  "Провозвестии",  потому  что вычеркивание их может нарушить диалог Учителя.
   Однажды Хридай сказал Учителю:  "Дядя,  пожалуйста, прибереги некоторые из твоих лучших поучений.  Иначе,  если ты скажешь все сразу и потом будешь повторять одно и то же снова и снова,  люди не будут приходить к тебе больше".  Учитель ответил: "Шельмец! Я повторю свои слова пятьдесят раз. Какое тебе дело до этого?"
   "Провозвестие  Шри Рамакришны" стояло в учебном плане  школы М.  Когда некоторые люди обвинили М. в стремлении продавать свои книги  учащимся,  он  спокойно ответил: Ученики  поймут  эффект чтения "Провозвестия" когда они вступят в семейную  жизнь.  Учитель  часто  говорил:  "Мир - это сжигающий огонь".  И я  вполне осознал  это.  После  того как мальчики вступят в  мир  и  будут мучимы печалями и страданиями,  бессмертные слова Учителя спасут их  как любящая мать.  Если они вспомнят по крайней мере одно из поучений Учителя,  оно будет как лодка,  переправляющая их через бурный океан майи, и это принесет им успокоение.
   Несмотря  на свою болезнь,  М.  вычитывал  гранки  последней части "Провозвестия" на бенгали в час ночи при свете керосиновой лампы.  Когда его коллега нежно упрекнул его,  он ответил: Люди находят успокоение, читая эту книгу, бессмертное послание Учителя. Это неизбежно, что тело встретит свой конец, - поэтому лучше использовать его для передачи безмятежности другим. Мы находимся в  мире и вполне испытали,  как много боли в нем,  - и все же  я забыл эту боль благодаря "Провозвестию Шри Рамакришны". Я тороплюсь так для того, чтобы книга смогла выйти скорее.

Сайт управляется системой uCoz